Гасратова Зинфира Абдуллаховна. Персональный сайт воспитателя.

"Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста"

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

Актуальность темы:

(2-слайд) Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. Проявляется это в раннем возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними.

Ребёнок с раннего возраста исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него в первые, всё удивляет и радует. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия, свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте.

В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребёнка.

Так, М. А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития… детей надо учить, начиная … даже не с грудного возраста, а намного раньше».

Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение», т. е. с 2-3 лет.

Программа Ж. Л. Васякиной «Паутинка» рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста.

В принципе при достаточно широкой трактовке термина «экологическое образование» можно говорить о его применении по отношению и к детям раннего возраста.

(3-слайд) Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой также выделяет задачи по экологическому воспитанию для детей раннего возраста – вы их видите на экране. (пауза)

 (4- слайд)

Мой опыт работы показал, что важно специально учить малышей всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы. Цель и задачи опыта работы вы видите на слайде. (пауза)

(5-слайд), (6-слайд) В ходе организации деятельности по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста, я использовала следующие формы работы с детьми и с родителями

(7- слайд) Методы и приемы, используемые в моей работе:

(8-слайд) Наглядные: огород на подоконнике, календарь природы, комнатные растения, книги и картины о живой и неживой природе.

Практические: оборудование для элементарных опытов и экспериментов - (центр «Воды и песка» с песочными наборами, мыльные пузыри, наборы для игры «Рыбалка»). Подборки дидактических игр, описание опытов с неживой природой.

Словесные: беседы, наблюдения, рассматривание картин о природе, чтение художественной литературы.

Игровые – дидактические игры – занятия, подвижные игры с предметами, настольно – печатные игры, игры поискового характера, пальчиковые игры.

В соответствии с новыми стандартами реализация образовательных задач предполагает проектирование условий социальной ситуации развития, при которых у детей формируется способность к целенаправленной познавательной деятельности, к позитивному восприятию окружающего мира, к саморазвитию личности.

(9- слайд)

В группе создана необходимая развивающая среда, способствующая формированию основ экологического мировоззрения малышей. Уголок живой природы, где дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с характерными особенностями. Наблюдают, сравнивают, закрепляют знания об их строении. Формируется представление о комнатных растениях как о живых существах, появляется желание ухаживать за ними, любоваться, развиваются первейшие трудовые навыки ухода за растениями, воспитывается бережное отношение.

(10- слайд)

Центр «Песок и вода» предоставляет возможность знакомить маленьких детей с неживой природой. Здесь предполагается познавательно-исследовательская деятельность, дети экспериментируют, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Особое внимание уделяю беседам и правилам безопасного поведения во время игр с песком. Центр имеет многофункциональное значение, малыши не только приобретают знания о неживой природе, но развивают координацию движения руки и пальцев. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе и психологическому благополучию.

(11-слайд) Работу по экологическому воспитанию малышей планирую с учётом регионального компонента нашего края, знакомлю детей с картинами «Ягоды северного леса» — брусникой, черникой, морошкой, экологическими играми «Деревья на севере» — рябиной, берёзой, елью.

(12-слайд) С целью ознакомления и обогащения знаний и представлений экологической направленности использую игрушки домашних и диких животных, макеты фруктов и овощей, картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, иллюстрации с красочными пейзажами с характерными сезонными явлениями, книги, альбомы. С помощью макета «Домашний двор» у детей появляются первейшие экологические знания и представления. Они знакомятся с домашними животными и птицами, отмечают характерные особенности внешнего вида, особенности питания, учатся звукоподражанию, приобретают навыки правильного ухода за животными, формируют эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам. Различные дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в каком доме живёт?», «Кто что ест» и другие предоставляют возможность детям закреплять знания о животном мире. Дети с удовольствием составляют животных из нескольких частей в единое целое, что способствует развитию не только познавательного интереса, но и совершенствованию ручной и пальцевой моторики. Применение различных видов деятельности по ознакомлению с животным миром стимулирует развитие речевых навыков детей, они быстрее запоминают потешки, стихи про животных, вырабатывают интонационную выразительность речи.

(13-слайд) Система игровых ситуаций: «Что растёт на грядке», «Что нам осень принесла», «Фруктовый сад», «Вкусные ягоды» и другие и игр по ознакомлению детей с овощами и фруктами позволяет сформировать определённый уровень знаний у детей, развивающий умение уверенно определять овощи и фрукты, дифференцировать их на группы.  На слайде фото с занятия «Узнай и назови овощи».

(14-слайд) На прогулке обращаю внимание на красоту и неповторимость природы, на характерные особенности времён года Крайнего Севера, на сезонные явления природы. Знакомство с птицами, живущими на севере, воробьями, синицами, снегирями, голубями позволяет формировать у малышей элементарные знания о птицах, их отличительных особенностях, строении частей тела. Создаю условия, побуждающие в детях проявлять заботу, желание покормить птиц, бережно относиться к живым существам.

(15-слайд) Способность видеть красоту окружающего мира, экологически ориентированного взаимодействия с ним позволяет воспитать эмоционально-положительное отношение к природе. Через изобразительную деятельность малыши передают свои эмоции и чувства, изображая красками — капли дождя, листопад, снежинки, солнышко. Из пластилина лепят зёрнышки для птичек, орешки для белочки, ягоды рябины и т. д.


В рамках работы по экологическому воспитанию разработала и реализовала два проекта

(16слайд) «Покормим птиц зимой»

Цель и задачи проекта вы видите на слайде (пауза)

 

(17- слайд) Виды деятельности в ходе реализации проекта

 1.Рассматривание сюжетных картин

2.Ролевая игра «Лесная больница»

3. Пальчиковая гимнастика «Сорока белобока»

4. Физкультминутка «Птички в гнёздышках»

5. «Столовая для птиц»

6. Лепка «Ягоды для снегирей»

7. Рисование «Угощение для птиц»

Продуктом проекта стали: выставка рисунков…., совместное с родителями изготовление кормушек и размещение их на территории детского сада.

 

(18-слайд) Второй проект «Опытно-экспериментальная деятельность «Лучок»

Цель и задачи проекта вы видите на слайде (пауза)

(19-слайд) Виды деятельности в ходе реализации проекта.

Продуктом проекта стал мини – огород на окне с выращенным луком, выставка рисунков…..

 

(20-слайд) Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, организую тесное сотрудничество с родителями. Использование различных форм работы с родителями позволяет активизировать родительскую включённость в жизнь детского сада. Родители вместе с детьми участвуют в экологических акциях, смотрах, конкурсах семейного творчества. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов определяет главную цель — организацию новой культурно-образовательной среды, где основной ценностью является личность ребёнка, развитие его способностей и позитивного отношения к окружающему миру.

 

(21-слайд) Проведенная диагностика по методике Светланы Николаевны Николаевой, а также с использованием диагностико – дидактического комплекта «Мониторинг экологической деятельности детей 2-3 лет» автора – составителя И.Н. Недомерковой показала следующие результаты: большинство детей имеют четкие или фрагментарные представления о мире природы, о жизнедеятельности животных, растений: о некоторых внешних особенностях, действиях; выражают знания о животных, растениях, природных явлениях в отдельных словах, простых фразах, подкрепляя слова жестами.

Заключение.

(22-слайд) Подводя итоги работы, хочется отметить, что дети за два года повзрослели, стали больше знать, хорошо владеть активной речью. Наблюдая за растениями и животными, ухаживая за комнатными растениями, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимание. Теперь они с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, я способствую активному развитию у них таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Я считаю, что экологическое воспитание способствует всестороннему развитию ребёнка. Оно направлено на развитие познавательных интересов, на развитие личности ребёнка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольника, его мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Самое главное в экологическом воспитании– умение заинтересовать, пробудить у детей, желание любить, беречь и охранять природу!

11 августа 2019 в 06:09

Прикреплённые файлы:

Документ: "Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста"

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-zinfiry-po-yekologi-svezhaja_984no.pptx

Это официальный файл организации «Гасратова Зинфира Абдуллаховна. Персональный сайт воспитателя.», в нём содержится "Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста".

Размер файла: 12,82 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.